Советы психолога
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!
ЕСЛИ ВЫ ПОСТРАДАЛИ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ ИЛИ ВАМ ИЗВЕСТНЫ ФАКТЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЕДОФИЛИЕЙ!!!
СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ!!!
т.8-0176-771911
т.8-029-7085783; 8-029-1543760
ОТДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ
УНиПТЛ КМ УВД МИНСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
(8017)-2290848
Получить круглосуточно онлайн-консультацию специалистов-психологов вы можете на сайте «kids.pomogut.by»
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА
ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!
- Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
- Дети должны находиться на улице в кругу друзей, нотолько с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
- Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
- Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
- Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
- Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
- В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
- НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
- ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно
с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву. - НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
- Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
- Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь
Методические рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних
Методические рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних
И. В. Ботяновская, Н. И. Кашкан
Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних – сложная социально-правовая проблема. Ее решение невозможно без объединенияусилий педагогов, педагогов-психологов, правоохранительных органов и родителей.
К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся: изнасилование насильственные действия сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, понуждение к действиям сексуального характера, использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией и др.
Признаки сексуального насилия над несовершеннолетними
Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким образом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:
– оральные: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо переедание(булимия);
– анальные: разрывы и выпадения прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения,запоры;
– вагинальные: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующиеинфекции.
Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются: гематомы (синяки) в области половых органов и/или анального отверстия; кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия; повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер; жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота; боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; недержание мочи; рвота; потеря сознания; болезни, передающиеся половым путем; ранняя неожиданная беременность.
Признаками сексуального насилия являются: порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют физическихследов.
Последствия сексуального насилия над несовершеннолетними
Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, препятствующим реализации личности вбудущем.
Необходимо учитывать, что ребенок может не осознавать факта насилия всилувозрастаилидругихпричин.Чрезвычайноважнопонимать,чтодети
не обладают достаточным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.
Изменения в проявлении сексуальности ребенка:
– не соответствующая возрасту осведомленность в сексуальных отношениях, большой интерес к ним (сексуальнаяозабоченность);
– сексуальные действия, направленные на самих себя (аутосексуальные действия): демонстрация интимных частей тела; мастурбация;
– необычная сексуальная активность по отношению к сверстникам: чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания; имитация полового акта; соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу; сексуальные действия с другимидетьми;
– необычная сексуальная активность по отношению ко взрослым: трение половыми органами о тело взрослого; завлекающее поведение по отношению ковзрослым.
Изменения в эмоциональном состоянии и общении:
– постоянное возбуждение, истерические симптомы: стремление куда-то бежать, прятаться; нервные срывы,истерики;
– депрессивные симптомы: заторможенность, замкнутость, изоляция, уход в себя,подавленность; задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие; переживание тоски, грусти, неспособность проявлятьрадость;
– проявление агрессивности и враждебности по отношению к другим людям, животным, предметам, не свойственное ребенкуранее;
– самоагрессия: причинение травм и увечий самому себе; курение, употребление алкоголя, наркотиков; побеги из дома, прогулы школы; проституция; попытки совершить суицид или желание этосделать;
– возникшие трудности в общении с ровесниками: нежелание принимать участие в подвижных играх; отказ от общения с прежними друзьями, отсутствие друзей своего возраста; отчуждение от братьев исестер;
– поведенческие изменения: возврат к детскому поведению или, наоборот, слишком «взрослое»поведение;
– изменения в отношении к собственной внешности: утрата гигиенических навыков, равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой или, напротив, навязчивое мытье (желание«отмыться»);
– крайняя настороженность,подозрительность;
– амбивалентные чувства ребенка ко взрослым и событиям («Я не знаю, как к этомуотноситься…»);
– рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю однудевочку…»).
Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:
– рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю однудевочку…»).
– виктимность (жертвенность) ребенка: неспособность защитить себя, несопротивление насилию, смирение; навязчивая зависимость; чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастнымслучаям;
– неожиданные, резкие перемены к: конкретному человеку («Я ненавижу дядю Петю»), месту («Я не могу ездить в лифте»), любимым занятиям («Я никогда больше не пойду нафутбол»);
– изменение отношения к школе и учебной деятельности: резкое изменение в успеваемости; пропуски отдельных уроков, прогулышколы;
– изменение отношения к семье вплоть до ухода издома.
Изменения самосознания ребенка:
– снижение самооценки: обесценивание себя, недовольство собой, презрение, жажда победы и самоутверждения любойценой;
– вина, стыд, чувство собственной испорченности: восприятие ребенком себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому ненужного.
Появление невротических и психосоматических симптомов:
– снижение самооценки: обесценивание собственной личности, недовольство собой, презрение, жажда самоутверждения любойценой;
– навязчивые страхи, тревога: боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком; боязнь раздеться (например, нежелание заниматься физкультурой, отказ снять нижнее белье во время медицинскогоосмотра);
– сопротивление тактильным контактам: нежелание, чтобы целовали, обнимали, нежелание, чтобы дотрагивался определенныйчеловек;
– боли (головная боль, боли в области живота исердца);
– нарушения сна (страх перед сном, ночные кошмары,бессонница);
– боязнь телесныхповреждений;
– резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита или жеожирение;
– тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержаниекала).
3 задачи взрослого
в случае раскрытия сексуального насилия над ребенком:
- Помочь ребенку, оказать емуподдержку.
- Сообщить в соответствующие органы иучреждения.
- Предупредить повторение насилия, для чего создать теплую атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью и доверительностью отношений.
Рекомендации педагогам
Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии
Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом жестоком обращении, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.
Сохраняйтеспокойствие.Ребенокможетперестатьговоритьослучившемся, чтобы оградить вас от болезненныхпереживаний.
Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая вам о случившемся, ему будет проще это пережить. Дайте понять, что вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что рассказалмне»).
Поощряйте ребенка рассказать, что случилось. Дайте ему выговориться.
Постарайтесь узнать у него точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
Будьтевыдержаны,еслиребенкутруднооткрытьсяэмоционально.Помните, чтонужнотерпение,таккакубедитьребенкаповеритьможетоказатьсянелегко.
Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описатьслучившееся.
Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.
Заверьте ребенка, что сначала согласуете с ним свои действия и всегда будете его поддерживать. Не обещайте, что не расскажите об услышанном.
Скажите ребенку, что вы хотите ему помочь, но не торопитесь придумывать решения (желание как можно быстрее помочь и все устроить – часто встречающееся заблуждение при разговорах с жертваминасилия).
Будьте честны. Объясните ему, что конкретно вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, социальному педагогу или милиционеру) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(-а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо»).
Обговорите с ребенком разные возможности, предложите посоветоваться сознающимилюдьмии(можетбыть)попроситьунихпомощи.
Обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой, медицинской.
Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже если нет видимых повреждений.
Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечнососудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать.
Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном). Терпеливо отвечайте на вопросы, рассеивайте тревогиребенка.
После окончания разговора сделайте подробную запись.
Если насильник – в семье (отец, отчим, брат), то необходимо изъятие ребенка из семьи.
Чего не стоит делать
Не старайтесь преуменьшить значение того, что случилось. Всякое сексуальное насилие имеет последствия, даже если это случилось лишь однажды или никогда не заходило дальше «баловства».
Не предполагайте, что жертва насилия «сама виновата». Ничто не может служить оправданием для насилия.
Не ищите оправданий для насильника. Какими бы ни были его проблемы, это не дает права на совершение насилия.
Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было. Последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство и неуверенность в будущем. Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы сдетьми,
подвергшимися насилию.
Не давайте ребенку опрометчивых обещаний («Это останется междунами»,
«Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо»). Насильникужезаставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственныйжизненныйопыт говоритему,чтомамабудетсердитьсяиругатьего(чточащевсегоипроисходит).Не реагируйте с ужасом, высказывая очевидныйшокилиотвращение.
Сократите высказывания оценочного или осуждающего характера.
Непереноситесвоичувстванажертву.Важносказатьребенку,чтоуслышанное вас обеспокоило, и что он поступил правильно, поделившись свами.
Рекомендации родителям
Научите детей не знакомиться на улице с посторонними людьми.
Не позволяйте детям говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон.
Ваш ребенок должен знать, что входная дверь должна быть всегда закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер, водопроводчик.
Самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, является фраза, что мама и папа заняты. Не следует говорить звонящему, что родителей нет дома. Так же ребенку следует вести себя в случае, если в тот момент, когда он остался дома один, кто-то звонит вдверь.
Поместите рядом с телефонным аппаратом номера ваших телефонов и телефонов экстренных служб (внесите телефонные номера в базу данных телефона).
Ребенок должен знать, кому из друзей и соседей он может позвонить в отсутствие родителей, если он окажется в критической ситуации,испугается.
Выучите с ребенком ваши телефонные номера.
Научите ребенка говорить «нет» любому взрослому, вызывающему у ребенка чувствоопасности.
Научите ребенка громко кричать: «Это не моя мама!» («Это не мойпапа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнетпреступника.
Придумайте вместе с ребенком «пароль безопасности» – легко запоминающееся кодовое слово, которое он сможет использовать в качестве сигнала в ситуации опасности.
Научите ребенка никогда не садиться в машину к незнакомому человеку иникуданеуходитьсним,еслитотнезнает«парольбезопасности».
Не позволяйте детям гулять в непредназначенных для этого местах (насвалках,стройкахидр.).
Не позволяйте детям далеко уходить от дома.
Не отпускайте детей гулять в отдаленные места без сопровождения хорошо знакомого вам взрослогочеловека.
Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада, школы, учреждения дополнительного образования. Если ребенка забирает кто-то другой, предупредите об этом воспитателя или учителя заранее.
Убедите ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющийребенок.
Не позволяйте детям подбирать предметы и игрушки на улице или брать их у чужих людей. Также не разрешайте принимать от незнакомцевсладости.
Если ваш ребенок регулярно ходит в определенные места (в школу, магазин, кружок и др.), определите с ним наиболее безопасный маршрут.
Даже если вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у своего ребенка, в каком именно месте он гуляет, и периодически проверяйте, что он находится именнотам.
Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих территории района, где вы живете, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «темных углов». Территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нем должны быть две калитки, чтобы у ребенка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновенияопасности.
Не стесняйтесь знакомиться с родителями друзей и знакомых вашего ребенка. Это следует делать всегда. Обменяйтесь с ними номерами телефонов. Держите эти номера и номера ближайшего отделения милиции под рукой.
Если ребенок еще мал, но у него есть мобильный телефон, периодически проверяйте сохраненные в телефоне SMS-сообщения, а также его записную книжку на предмет появления в ней подозрительных контактов и записей. Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который обслуживает телефонный номер вашего ребенка, о наличии у него услуги «определение местоположения абонента». Если такая услуга есть, подключите к ней мобильный телефон ребенка. Заблокируйте ненужные приложения.
Если ребенок сообщил вам, что он записался в учреждение дополнительного образования детей и взрослых (клуб по интересам, кружок, спортивную секцию и др.), не поленитесь его посетить. Поинтересуйтесь, кто руководит учреждением, кто следит за порядком, графиком работы, наличием соответствующих лицензий. Внимательно осмотрите учреждение. Помните, что если оно вам не нравится, вы имеете право запретить ребенку его посещать и потребовать от охраны заведения не пускать еготуда.
Если вы отдаете ребенка в учреждение дополнительного образования, не стесняйтесь поинтересоваться у руководителя, кто конкретно будет работать с детьми. Говорите с ребенком о его педагогах. Если ребенок не сможет внятно описать отношение к педагогу или вообще не хочет разговаривать на эту тему, обсудите этот вопрос с родителями других детей, посещающихкружок.
Особенное внимание уделяйте этим вопросам при отъезде детей в летние лагеря отдыха. Выясняйте у детей не только, чем они занимаются в течение дня, но и как именно этопроисходит.
Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будетпохищен.
При этом нельзя:
– прививать ребенку страх передсексуальностью;
– вести себя так, чтобы ребенок начал бояться взрослых, видя в каждом из них потенциальнуюопасность.
Помните: интересы ребенка важнее всего!
Семейное насилие

СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ, ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ
Семья это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочнении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Однако вне общества, вне государства нет и семьи. Она является своеобразным зеркальным отражением общества.
Проблема, которая разрушает семью изнутри — это конфликты и совершаемое на их почве насилие.
Насилие над личностью – это всегда тяжёлое испытание, особенно если оно исходит со стороны близкого человека.
Исторически насильственным актам в отношении членов семьи и близких давалась различная правовая оценка — от полного оправдания виновных за отдельные виды насилия до признания данных преступлений наиболее тяжкими из всех существующих. Женщины и дети длительное время считались собственностью главы семейства, которому было позволено применять физические меры воздействия даже без какой-либо провинности. В правовых источниках Древней Руси, древнеримском и англосаксонском праве родители имели почти исключительные права над детьми: разрешалось физическое наказание и даже убийство за непослушание и дерзость.
Сегодня проблема домашнего насилия интенсивно исследуется в различных странах мира. Даже в относительно благополучной в криминальном отношении Японии широкая распространенность семейного насилия повлекла за собой создание не только специализированных профилактических учреждений приютов для ушедших из дома жен, подвергшихся избиению, и семейных судов, но также специальных научно-исследовательских курсов при Верховном Суде, деятельность которых направлена на разработку проблематики семейной криминологии.
Специальные законы, посвященные предотвращению насилия в семье, предусматривающие разноотраслевые меры, принятые на основе предложенного ООН в 1996 году Модельного закона о насилии в семье, действуют во многих странах мира.
Несмотря на то, что удельный вес преступлений, совершенных в сфере домашнего насилия, последние 5 лет не превышает З % от общего количества зарегистрированных уголовно наказуемых деяний, однако порой по своей жестокости и тяжести последствий они многократно превосходят заранее планируемые и хорошо подготовленные преступления.
Домашнее насилие происходит в любых слоях общества, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономических аспектов.
Современные жизненные реалии все чаще заставляют задуматься над тем, что семейное насилие — это не только причинение физического вреда, но в большей степени систематическое психическое воздействие одного члена семьи на другого, путем унижения, оскорбления, усиления экономической и иной зависимости.
К правонарушениям, совершенным в сфере домашнего насилия, относятся противоправные деяния, посягающие на жизнь и здоровье, личную свободу, честь и достоинство людей, общественный порядок, в основе которых лежат неприязненные взаимоотношения либо внезапно возникшие конфликты между близкими родственниками, членами семьи.
В соответствии с Законом Республики Беларусь основах деятельности по профилактике правонарушений>> от 04.01.2014 -NQ 122-3 под домашним насилием понимаются умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания.
В соответствии с Уголовным кодексом и процессуальноисполнительным кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь:
Близкие родственники – это родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга) потерпевшего, физического лица, либо лица, совершившего правонарушение;
Члены семьи — это близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство.
Нередко <<бытовые» конфликты происходят и в семьях, считающихся добропорядочными, где порой совершается «тихое>> насилие. Граждане, в отношении которых оно осуществляется, не решаются обратиться за помощью, боясь испортить репутацию семьи или лишиться средств к существованию. Женщина, как правило, терпит все проявления агрессии со стороны мужа, так как в большинстве случаев он содержит семью.
Выявление таких фактов зачастую осложняется желанием женщины создать мнимое благополучие, не сообщать об имеющихся проблемах своим знакомым, родственникам и близким.
Но и сами женщины могут проявлять открытую агрессивность или подавлять ее в себе до тех пор, пока не наступит ситуация («последней капли». Отсюда – убийства женщинами своих мужей на бытовой почве, иногда без видимой всем причины.
Одной из основных причин бытовой преступности является пьянство, которое наносит огромный материальный и моральный ущерб обществу, осложняет демографическую ситуацию в республике, способствует уменьшению численности населения.
Неслучайно подавляющее большинство преступников, нарушивших общественный порядок или совершивших преступления против личности на почве бытовых отношений, либо до этого постоянно употребляли спиртные напитки, либо в момент совершения деяния были в состоянии опьянения.
Негативное влияние правонарушений в сфере домашнего насилия заключается, прежде всего, в формировании у правонарушителей чувства вседозволенности, безнаказанности, пренебрежения, как к закону, так и к общепринятым нормам морали. Но наиболее опасным итогом любого семейного конфликта, является негативное воздействие, которое он оказывает на детей. Семейное неблагополучие является главной причиной смещения ценностных ориентиров подростков, постоянные ссоры, рукоприкладство родителей формирует жестокость и злобу в характере несовершеннолетнего и служит питательной средой для их дальнейшего вовлечения в противоправное поведение.
В целях профилактики правонарушений, совершаемых в сфере домашнего насилия, сотрудниками органов внутренних дел принимается ряд мер профилактического характера:
- профилактическая беседа с лицом, склонным к совершению противоправного действия;
- профилактический учет;
- периодическое посещение семьи с конфликтными отношениями;
- защитное предписание;
- оказание семье юридической помощи, а также помощи в организации лечения от алкоголизма или наркомании; признание гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами и ставящего свою семью в тяжелое материальное положение; принудительное воздействие на хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц;
- лишение родительских прав;
- отобрание ребенка без лишения родительских прав, если оставление ребенка у граждан, у которых он находится, опасно для него;
- возбуждение уголовных дел за умышленное причинение легкого телесного повреждения, истязание, угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества;
- привлечение лиц, совершающих правонарушения в сфере домашнего насилия, к административной ответственности за оскорбление, причинение легкого телесного повреждения, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья.
Также, органами внутренних дел активизируется взаимодействие с заинтересованными органами по предупреждению правонарушений в сфере домашнего насилия. Это такие направления как: обеспечение раннего выявления детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях; принятия мер по организации надлежащего профилактического наблюдения за ранее судимыми лицами, отбывшими наказание за бытовые преступления; взаимодействие с сельскими и поселковыми комитетами, жилищно-эксплуатационными организациями по установлению граждан, длительное время не оплачивающих коммунальные услуги, ведущих антиобщественный образ жизни; проведение выездных судебных заседаний по изоляции лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, в условиях лечебно-трудовых профилакториев, частичному ограничению в дееспособности и лишению родительских прав; установление престарелых граждан, проживающих совместно С родственниками, ведущими антиобщественный образ жизни.
Специфика работы милиции по профилактике преступлений, совершаемых на почве бытовых отношений, заключается не только в организации эффективной системы реагирования на сигналы об уже совершенных правонарушениях, но и проведении упреждающих мероприятий по выявлению <<проблемных>> семей, острых бытовых конфликтов, чреватых трагическими последствиями, а также в осуществлении воспитательной работы с лицами, в отношении которых прогнозируется возможность преступного поведения в быту.
Большую роль в профилактике преступлений в сфере быта должны играть общественные организации по месту работы или учебы правонарушителей, в том числе советы профилактики, трудовые коллективы, администрация предприятий и учреждений.
В настоящее время развивается и институт общественных объединений, деятельность которых связана с защитой жертв насилия, созданием круглосуточных диспетчерско-информационных служб для оказания помощи пострадавшим.
Так, на областном уровне организованы круглосуточные бесплатные («горячие линии>> по вопросу о консультировании пострадавших от домашнего насилия (+375 17 311 00 99), с возможностью обращения через мессенджеры Viber, Telegram, WhatsApp (+375 29 73 73, +375 29 899 04 01).
Также действует круглосуточный телефон Республиканской телефонной детской линии помощи для несовершеннолетних, оказавшихся в кризисном положении, сложной жизненной ситуации и нуждающихся в психологической поддержке (8 801 100 16 1 1)
Для оказания помощи жертвам насилия в настоящее время в республике созданы и действуют различные общественные объединения <<Надежда и исцеление>>, <<Дети не для насилия», («Радислава», функционируют («кризисные комнаты», где жертв семейного насилия не только выслушают, проконсультируют, но и, при необходимости, предоставят ночлег.
Следует остановиться на вопросах ответственности граждан за правонарушения, совершаемые в сфере домашнего насилия.
За правонарушения, совершаемые в сфере быта, предусмотрены следующие меры ответственности:
По статье 1 . Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания):
Части 1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Части 2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания - влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Примечание: Обязательным квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 10.1 КоАП Республики Беларусь является его совершение отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи».
Когда насильственные действия совершаются над потерпевшим систематически, равно как и если они были совершены однажды, но рассчитаны на причинение особенно мучительной боли, физических или психических страданий своей жертве, виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности по статье 154 Уголовного кодекса Республики Беларусь (истязание), за что предусмотрен арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.
Если истязание совершено в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или в зависимом положении, судом может быть применено наказание в виде ограничения свободы на срок от одного года до трех лет со штрафом или без штрафа или лишения свободы на срок от одного года до пяти лет со штрафом или без штрафа.
В случаях, когда пострадавшее лицо, ощущало реальную угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества, будет принято решение о привлечении виновного к уголовной ответственности по статье 186 УК Республики Беларусь, по которой предусмотрены наказания в виде общественных работ, штрафа, или исправительных работ на срок до одного года, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок.
В случае причинения легких телесных повреждений, повлекших кратковременное расстройство здоровья, свои права жертва домашнего насилия может защитить в частном порядке, путем подачи заявления в суд о привлечении виновного лица к уголовной ответственности по статье 153 Уголовного кодекса Республики Беларусь. И в этом случае к правонарушителю может быть применено наказание в виде общественных работ или штрафа, или же исправительных работ на срок до одного года, или арест.
Если Вам стало известно о том, что в той или иной семье сложилась неблагоприятная обстановка, возникают конфликтные ситуации, члены семьи злоупотребляют спиртными напитками, дети находятся в социально-опасном положении, сообщите данную информацию в органы внутренних дел. Только активная жизненная позиция всех граждан сможет предотвратить семейные трагедии.
Управление охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности
УВД Минского облисп
Жизнь без конфликтов

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.
Способы урегулирования конфликтов:
компромисс (уступки с обеих сторон);
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);
чувство юмора.
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов
* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
* Не давайте ребенку несбыточных обещаний
* Не ставьте своему ребенку условий
* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе
* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом
* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов
Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
Как бороться со страхами

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.
Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией.
Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр.
Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время.
Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.).
Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным.
Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.
Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д.
Рекомендации для родителей
Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует:
-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными.
-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.
-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.
-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его.
-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.
-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя.
-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.
-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:
1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится
2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха.
3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются.
4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.
Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.
Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
10 заповедей для родителей

Уважение!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Угрозы!
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
Обещания!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Опека!
Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Повиновение!
Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Потакание!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будьте последовательны!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Требуйте соответственно возрасту ребенка!
Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!
Прислушайтесь к своим словам!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»
Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
И ещё пару правил…
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.
5. Не относитесь к его проблемам свысока.
6. Не унижайте!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.
Родителям на заметку:
У активных родителей — активные дети.
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by